История зарубежной литературы ХIХ века
(Под редакцией Н.А.Соловьевой)
(1991)


© Авторы: В.Н.Богословский, А.Ф.Головенченко, А.С.Дмитриев, Н.П.Козлова, Б.И.Колесников, В.А.Миловидов, Е.Г.Петраш, Е.А.Петрова, В.Г.Прозоров, Н.А.Соловьева, Л.В.Спицына, Б.Ф.Стахеев (1991)

Источник: История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М.: Высшая школа, 1991. 637 с.

OCR & Spellcheck: SK, Aerius (ae-lib.org.ua), 2004


Содержание

Предисловие

Заключение

Список рекомендуемой литературы

Оглавление книги

 

[остальная  книга разделена на отдельные файлы:]

Введение: ХIХ век - век гуманизма (А.С. Дмитриев) [64 Кб]

Романтизм

    Раздел 1. Немецкая литература [175 Кб]

    Раздел 2. Английская литература [215 Кб]

    Раздел 3. Французская литература [213 Кб]

    Раздел 4. Польская литература [42 Кб]

    Раздел 5. Американская литература [228 Кб]

Реализм

    Раздел 7. Французская литература [227 Кб]

    Раздел 8. Английская литература [215 Кб]

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебник «История зарубежной литературы XIX века», созданный коллективом авторов - преподавателей вузов Москвы, Твери, Саратова и Петрозаводска под общим руководством профессоров А. С. Дмитриева и Н. А. Соловьевой, написан на основе действующей программы соответствующего курса, разработанного сотрудниками кафедр Московского университета (1989) и Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской (М., 1985).

Учебник предназначен для студентов филологических факультетов университетов и педагогических институтов и ставит перед собой задачу раскрыть наиболее важные общие закономерности развития зарубежных литератур XIX столетия, выявить национальную специфику культуры различных стран, подчеркнуть индивидуальное своеобразие художественного мастерства самых значительных писателей этой эпохи.

Поставленная задача определяет и структуру учебника, в котором сначала дается общая характеристика XIX века - века гуманизма, а затем в семи разделах анализируются национальные литературы Германии, Англии, Франции, Польши и США. Вводные главы к разделам характеризуют наиболее существенные моменты литературного процесса, в котором выделены отдельные типологические явления, определены основные этапы развития. Анализ творчества самых выдающихся представителей литературы XIX века дается в отдельных главах.

Для того чтобы учащиеся имели возможность расширить свои представления о роли романтизма и реализма в историко-литературном процессе Западной Европы и США, в конце учебника публикуется список критической литературы, посвященной общим проблемам романтизма, реализма, отдельным художникам слова.

Введение и заключение к учебнику и раздел «Немецкая литература» (главы 1-9) написаны А. С. Дмитриевым. В разделе I «Английская литература» главы 10 и 11 написаны Н. А. Соловьевой, главы 12, 13 и 14 - Б. И. Колесниковым. В разделе III «Французская литература» главы 15-18 и 20 созданы Н. П. Козловой, главы 19 и 21 - Е. Г. Петраш. Раздел «Польская литература» написан Б. Ф. Стахеевым. В разделе VI «Французская литература» главы 31, 32, 34 и 35 принадлежат Е. А. Петровой, глава 33 - Е. Г. Петраш. В разделе VII «Английская литература» главы 36, 37, 38, 41, 42 созданы Н. А. Соловьевой, глава 40 написана В. А. Миловидовым, глава 39 - В. А. Миловидовым и Л. С. Спицыной. В разделе «Американская литература» главы 23 и 24 созданы В. Г. Прозоровым и В. Н. Богословским, главы 25, 26, 28, 29 написаны В. Г. Прозоровым, глава 30 - В. Н. Богословским, глава 27 - А. Ф. Головенченко.

Время создания учебника совпало с коренными переменами в жизни нашего общества. Авторы по возможности старались отразить изменения, происшедшие в литературоведческой науке, например, отказаться от догматических формулировок, прямолинейных, [3] неоправданно социологизированных оценок. Однако многое еще предстоит пересмотреть в методологии литературоведческого исследования, сделать ее объективной, отвечающей требованиям жизни, уровню развития мировой науки.

Учебник создавался при активной товарищеской помощи всех членов кафедры истории зарубежной литературы Московского университета, и авторы искренне благодарят их за ценные советы и замечания Коллектив авторов выражает признательность рецензентам учебника - сотрудникам кафедры Горьковского государственного университета (зав. кафедрой проф. И. В. Киреева), а также профессору Б. А. Гиленсону, которые своими отзывами и предложениями способствовали совершенствованию книги.

Авторы

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основными приметами литературного процесса XIX в. в странах Западной Европы и США явилось формирование и утверждение двух основных направлений в литературе и искусстве - романтизма и реализма - и соответственно двух творческих методов.

Следует отметить, что реализм XIX в. был более основательно подготовлен на предшествующих этапах, нежели романтизм. В сущности, весь многовековой процесс поступательного развития художественно-эстетического осмысления человеком окружающей его действительности с немалым основанием можно рассматривать как процесс формирования и развития реализма. Краски реализма являются, как правило, наиболее яркими и значительными в широкой и многообразной палитре длительного движения литературы к XIX столетию.

Однако и романтизм возник отнюдь не на пустом месте: его истоки - в литературе средневековья и в некоторых других формах общественного сознания той поры. Но наиболее глубокие корни романтизма уходят, конечно, в позднее Просвещение. В этой связи нельзя не отметить, что в формировании и развитии двух основных направлений литературы XIX столетия - романтизма и реализма - проявилась одна из главных закономерностей диалектики: новое рождается не только в отрицании старого, но и в недрах этого самого старого. Действительно, романтики вели острейшую полемику против философско-эстетических нормативов классицизма и Просвещения и в то же время в своей эстетике и художественной практике были генетически с ними связаны. Ведь именно в позднем Просвещении сложились те значительные явления литературного процесса, которые получили название предромантизма как раз потому, что они подготовили романтизм. В свою очередь и реализм XIX в., будучи во многом столь же антитетичным по отношению к романтизму, сколь и романтизм по отношению к Просвещению, еще более органично воспринял и переосмыслил многие важнейшие завоевания романтизма, нежели романтики опыт своих предшественников.

Литературно-эстетические нормы и традиции, сложившиеся в XIX в., по сравнению с соответствующим опытом предшествующих этапов оказали наибольшее воздействие на литературу текущего столетия. В этой связи следует отметить то место, которое утвердилось в литературе XIX в. за жанром романа. Конечно, и здесь XIX век не сделал абсолютного открытия - в этом убеждает даже беглый экскурс в историю литературных движений предшествующих эпох. Однако примерно с рубежа 20-30-х годов именно роман начинает определять основную линию литературного процесса, что не было для него характерно прежде (за исключением, пожалуй, английской литературы XVIII в.). Это обстоятельство было весьма прозорливо подмечено Энгельсом, не только прекрасно знавшим литературу прошлых эпох, но и пристально следившим за всеми текущими новинками. Этот перелом в характере романа он охарактеризовал как «знамение времени».

Расцвет жанра романа в XIX в. предугадали уже иенские романтики в своей эстетике на пороге нового столетия. И именно в эту пору в творчестве Гёте и иенцев закладывается основательный фундамент (опять-таки не без некоторых уже существовавших к тому времени предпосылок) той жанровой разновидности романа, которая получит устойчивое терминологическое определение «романа воспитания». Этот роман воспитания хотя отнюдь не исчерпывает весь спектр жанра, однако является доминирующим во всей необозримой романной литературе (не только немецкой, хотя, пожалуй, лишь на немецкой почве он получил наиболее четкие и национально-специфические очертания). В немецкой литературе роман и сейчас сохраняет и продолжает развивать присущие ему генетические черты своей праструктуры романа воспитания рубежа XVIII-XIX вв.

Роман XIX в. и, шире, повествовательная проза наиболее полно по сравнению с другими родами литературы воплотили в себе принципы критического реализма, теория и практика которого была наиболее полно разработана Бальзаком. Уже в наше время довольно долго звучали громкие голоса, предрекавшие гибель романа как жанра. Действительность убедительно доказала полную иллюзорность подобных прогнозов. Но Я другой стороны, уже в самом начале (вспомним хотя бы экспрессионистов) эстетические принципы реалистического романа XIX в. заметно утрачивают свое чуть ли не монопольное место в жанре. Вместе с тем это обстоятельство ни в какой мере не умаляет роли этих принципов для всей современной литературы в целом и для романа в частности. В самом деле, при всей типологической разноликости современного романа в нем все же доминируют во многом развитые и переосмысленные, но все же традиции реалистического романа предшествующего столетия.

Не менее органическое воздействие на последующий процесс развития литературы оказала художественно-эстетическая система романтизма, под знаком которой проходила литературная жизнь Европы (отчасти и России) преимущественно первой трети XIX в. (несколько позднее в США). Но и на протяжении XIX в. романтизм при всей действенности и исторической детерминированности антиромантической реакции не утратил своей жизненности и значимости. Это особенно четко проявилось на рубеже XIX-XX столетий. Многие разнородные и далеко не всегда четкие явления литературы той поры не случайно и уже достаточно давно получили в науке о литературе устойчивое и адекватное определение - неоромантизм. В дальнейшем наше столетие в искусстве и литературе (причем в весьма значительных и эпохальных явлениях) демонстрирует свою органическую генетическую связь с романтизмом также и в философско-эстетическом и художественном плане. Из весьма обширной панорамы этих связей на первый план выделяются искусство экспрессионизма и философско-эстетическая и художественная система экзистенциализма, выдвинувшие значительные явления и крупнейших мастеров слова.

Таким образом, эстетическое наследие XIX в. и поныне сохраняет свою актуальность и значительность.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Общие исследования

К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. М., 1976. Т. 1,2.

Ленин В. И. О литературе и искусстве. 6-е изд. М., 1979.

Европейская поэзия XIX века: Хрестоматия. М., 1977.

Европейский романтизм / Вступ. ст. М. П. Алексеева. Л., 1979.

Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия / Сост. А. С. Дмитриева, Б. И. Колесникова, Н. Н. Новиковой. М., 1990.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Сост., вступ. ст. А. С. Дмитриева. М., 1980.

От классицизма к романтизму / Сост., вступ. ст. М. П. Алексеева. Л., 1979.

Проблемы романтизма: Сб. ст. М., 1971.

Ранние романтические веяния: Сб. ст. Л., 1972.

Свободной музы подношенье. Европейская романтическая поэма. М., 1988.

 

Романтизм

    Немецкая литература

Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

Дейч А. Судьбы поэтов. М., 1968.

Дмитриев А. С. Г. Гейне. М., 1967.

Дмитриев А. С. Проблемы иенского романтизма. М., 1975.

История немецкой литературы: В 5 т. Т. 3, 4. 1966, 1968. Карельский А. В. Георг Бюхнер // Бюхнер Г. Пьесы. Проза. Письма. М., 1972.

Карельский А. В. О творчестве Г. фон Клейста // Г. фон Клейст. Избранное. М., 1977.

Тураев С. В. Георг Веерт и немецкая литература революции 1848 г. М., 1963.

Левик Б. Рихард Вагнер. М., 1978.

Шиллер Ф. П. Г. Гейне. М., 1962.

    Английская литература

Алексеев М. П. Из истории английской литературы. М.; Л., 1960.

Английская поэзия в русских переводах XIV-XIX веков / Сост., послесл. М. П. Алексеева. М., 1981.

Вельский А. А. Английский роман 1800-1810 гг. Пермь, 1968.

Вельский А. А. Английский роман 1820-х годов. Пермь, 1975.

Дьяконова Н. Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма. Л., 1970. [633]

Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960.

Клименко Ё. И. Английская литература первой половины XIX века. Л., 1971.

Неупокоева И. Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. М., 1971.

Пирсон X. Вальтер Скотт и его мир. М., 1980.

Реизов Б. Г. Творчество Вальтера Скотта. М.; Л., 1965.

Соловьева Н. А. Английский предромантизм и формирование романтического метода. М., 1983.

Соловьева Н. А. У истоков английского романтизма. М., 1988.

    Французская литература

Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. М., 1947. Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. М., 1977.

    Польская литература

История польской литературы: В 2 т. Т. 1. М., 1968.

    Американская литература

Анастасьев Н. А. Э. По и его рассказы // По Э. Рассказы. М., 1980.

Боброва М. Н. Романтизм в американской литературе XIX века. М., 1975.

Брукс В. В. Писатель и американская жизнь: В 2 т. Т. I. М., 1967.

Бенедиктова Т. Д. У. Уитмен. М., 1982.

История американской литературы: В 2 т. Т. I. М., 1971.

Ковалев Ю. В. Г. Мелвилл и американский романтизм. Л., 1972.

Ковалев Ю. В. Молодая Америка. Л., 1971.

Литературная история Соединенных Штатов Америки. В 3 т. Т. II. М., 1978.

Николюкин А. Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.

Николюкин А. Н. Жизнь и творчество Э. По // Полное собрание рассказов Э. По. М., 1970.

Николюкин А. Н. Литературные связи России и США. М., 1981.

Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли: В 3 т. Т. II. М., 1962.

Романтические традиции американской литературы XIX века и современность: Сб. ст. М., 1982.

 

Реализм

    Французская литература

Андреев Л. Г., Козлова Н.П., Косиков Г. К. История французской литературы. М., 1987.

Кучборская Е. П. Творчество Бальзака. М., 1970.

Обломиевский Д. Д. Бальзак. М., 1962.

Реизов Б. Г. Из истории европейских литератур. Л., 1970.

Реизов Б. Г. Стендаль. Годы ученья. Л., 1978. [634]

Реизов Б. Г. Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика, Л., 1974.

Реизов Б. Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978.

Реизов Б. Г. Творчество Г. Флобера. М., 1955.

    Английская литература

Зарубежная литература XIX века. Реализм: Хрестоматия / Сост. Н. А. Соловьевой, Е. Г. Петраш, А. Ф. Головенченко. М., 1990.

Ивашева В. В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. М., 1974; М., 1991.

Писатели Англии о литературе: Сб. ст. М., 1981.

Ремизов Б. Б. Элизабет Гаскелл. Очерк жизни и творчества. Киев, 1974.

Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М., 1975.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ

Предисловие [3]

Введение. XIX век - век гуманизма [5]

Романтизм

Раздел 1. Немецкая литература

    Глава 1. Общая характеристика [34]

    Глава 2. Ранний (иенский) романтизм [45]

    Глава 3. Поздний романтизм. [54]

    Глава 4. Г. фон Клейст [57]

    Глава 5. Э. Т. А. Гофман [66]

    Глава 6. А. Шамиссо [82]

    Глава 7. Г. Гейне [84]

    Глава 8. Ф. Геббель [105]

    Глава 9. Р. Вагнер [110]

Раздел II. Английская литература

    Глава 10. Общая характеристика [114]

    Глава 11. Озерная школа: У. Вордсворт, С. Т. Колридж, Р. Саути [118]

    Глава 12. Д. Г. Байрон [143]

    Глава 43. П. Б. Шелли [178]

    Глава 14. В. Скотт [194]

Раздел III. Французская литература

    Глава 15. Общая характеристика [212]

    Глава 16. Ранний французский романтизм: Ф. Р. де Шатобриан, Ж. де Сталь, Б. Констан [215]

    Глава 17. Творчество А. де Ламартина и А. де Виньи [226]

    Глава 18. Революционная поэзия Франции 30-40-х годов. П.Ж.Беранже [241]

    Глава 19. Поздний французский романтизм: Ж. Санд, А. де Мюссе [255]

    Глава 20. Поэты «Парнаса» [271]

    Глава 21. В. Гюго [281]

Раздел IV. Польская литература

    Глава 22. А. Мицкевич [307]

Раздел V. Американская литература

    Глава 23. Общая характеристика [326]

    Глава 24. Ранний американский романтизм: В. Ирвинг, Ф. Купер [335]

    Глава 25. Трансцендентализм [356]

    Глава 26. Э. По [368]

    Глава 27. Н. Готорн [384]

    Глава 28. Г. Мелвилл [397]

    Глава 29. Г. Лонгфелло [410]

    Глава 30. У. Уитмен [418]

Реализм

Раздел VI. Французская литература

    Глава 31. Общая характеристика [429]

    Глава 32. Стендаль [436]

    Глава 33. П. Мериме [460]

    Глава 34. О. де Бальзак [470]

    Глава 35. Г. Флобер [510]

Раздел VII. Английская литература

    Глава 36. Общая характеристика [532]

    Глава 37. Ч. Диккенс [542]

    Глава 38. У. М. Теккерей [573]

    Глава 39. Сестры Ш. и Э. Бронте [593]

    Глава 40. Э. Гаскелл [602]

    Глава 41. Д. Элиот [612]

    Глава 42. А. Троллоп [622]

Заключение [630]

Список рекомендуемой литературы [633]

 


© Aerius, 2004